Мышление


Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.
По мере развития психики человека в процессе его социализации, мышление последовательно проходит четыре стадии, но утверждение, что один вид сменяет другой, было бы ошибочным. Взрослый человек пользуется всеми видами мышления по ситуации.
Наглядно-действенное мышление (в возрасте от 1 до 3-х лет), то есть, мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая, а взрослые люди двигают мебель без предварительных измерений.
Дети используют по назначению ложку, могут достать с высокой полки любимую игрушку. Ребенку нужен предмет, он не может сделать умозаключение по картинке. 
Наглядно-образное мышление - мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Формируется к трем годам, сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практический опыт ребенка,  но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи). Хорошо развитое наглядно-образное мышление помогает взрослому человеку запоминать огромные объемы информации. Ребенку воспринимает картинку, понимает проблемную ситуацию, изображенную на ней. 
Словесно-логическое мышление - работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. Формируется с 5 до 12 лет. Человек может вести беседу без опоры на картинку, оперировать абстрактными понятиями, цифрами, символами. Ребенок отвечает на вопросы без опоры на картинку, пользуется понятиями, суждениями, делает умозаключения.
 Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений. Например, понятие вода объединяет воду в стакане, в море, в водопроводном кране и т. д.
Суждение - есть отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками. (Суждение 1. Когда идет дождь, одежда промокает. Суждение 2. От дождя можно укрыться под зонтом) 
Из двух или более суждений можно построить следующую по сложности форму мышления – умозаключение.
Умозаключение - такая связь между понятиями или суждениями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем новое суждение. (Когда идет дождь, надо взять зонт, что бы не промокнуть).
Мышление обладает рядом специфических качеств. Эти качества в разной степени присутствуют у различных людей, и в разной степени важны при решении различных проблемных ситуаций: 
Быстрота мышления - способность находить правильные решения в условиях дефицита времени. 
Гибкость мышления  - умение изменять намеченный план действий, при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения. 
Глубина мышления - степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи
 Процесс мышления включает в себя несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация.
Анализ - мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением. 
Синтез - объединение отдельных компонентов в целое. 
Классификация - разделение объектов на группы согласно каким либо признакам.
Обобщение - выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. 
Конкретизация - операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид – с кунжутом и клубничной начинкой.
Абстрагирование - выделение одной стороны предмета или явления, которые в реальности как отдельная не существует.
 Мышление тесно связано с интеллектом. Выделяется четыре стадии развития интеллекта. 1) Стадия сенсомоторного интеллекта продолжается от 0 до 2 лет. Вторая - дооперационное мышление - занимает период от 2 до 7-8 лет. Третью стадию составляет период конкретных операций от 7-8 до 11-12 лет. Последний, четвертый период развития интеллекта - период формальных операций начинается в 12 лет и развивается на протяжении всей жизни. Если на первых этапах развития интеллекта операции как бы связаны с предметами, конкретны и зачастую не дифференцированы между собой, то в процессе овладения различными способами замещения реальных объектов , обозначения их прежде всего словесными знаками возникает возможность более разнообразных связей с действительностью, то есть возникает развитой интеллект, который обеспечивает адаптацию человека к внешней среде.
Интеллект - совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности. На интеллект влияет состояние всех познавательных функций индивида - восприятие, память, воображение, мышление, а так же внимания. 
Говоря об интеллекте ребенка мы обращаем внимание на следующие составляющие - обучаемость ребенка, наличие самоконтроля по возрасту и соответствие поведения общепринятым нормам.







Комментариев нет:

Отправить комментарий