Мышление - это высшая форма
познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический
процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс
поисков и открытия существенно нового.
По мере развития психики человека в
процессе его социализации, мышление последовательно проходит четыре стадии, но
утверждение, что один вид сменяет другой, было бы ошибочным. Взрослый человек
пользуется всеми видами мышления по ситуации.
Наглядно-действенное мышление (в возрасте от 1 до 3-х
лет), то есть, мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают
окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками,
разбирая их и ломая, а взрослые люди двигают мебель без предварительных
измерений.
Дети используют по назначению ложку, могут
достать с высокой полки любимую игрушку. Ребенку нужен предмет, он не
может сделать умозаключение по картинке.
Наглядно-образное мышление - мышление в виде
наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных).
Формируется к трем годам, сохраняется и у взрослых людей. Это мышление
опирается на практический опыт ребенка, но уже может создавать и хранить
образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи). Хорошо развитое
наглядно-образное мышление помогает взрослому человеку запоминать огромные
объемы информации. Ребенку воспринимает картинку, понимает проблемную
ситуацию, изображенную на ней.
Словесно-логическое мышление - работает в
форме отвлеченных понятий, символов и цифр. Формируется с 5 до 12 лет. Человек
может вести беседу без опоры на картинку, оперировать абстрактными понятиями,
цифрами, символами. Ребенок отвечает на вопросы без опоры на картинку,
пользуется понятиями, суждениями, делает умозаключения.
Понятие - мысль, в которой
отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений. Например,
понятие вода объединяет воду в стакане, в море, в водопроводном кране и т. д.
Суждение - есть отражение связей между
предметами и явлениями или между их свойствами и признаками. (Суждение 1. Когда
идет дождь, одежда промокает. Суждение 2. От дождя можно укрыться под
зонтом)
Из двух или более суждений можно построить
следующую по сложности форму мышления – умозаключение.
Умозаключение - такая связь
между понятиями или суждениями, в результате которой из одного или
нескольких суждений мы получаем новое суждение. (Когда идет дождь, надо взять
зонт, что бы не промокнуть).
Мышление обладает рядом специфических
качеств. Эти качества в разной степени присутствуют у различных людей, и в
разной степени важны при решении различных проблемных ситуаций:
Быстрота мышления - способность
находить правильные решения в условиях дефицита времени.
Гибкость мышления - умение изменять
намеченный план действий, при изменении обстановки или изменении критериев
правильного решения.
Глубина мышления - степень
проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные
логические связи между компонентами задачи
Процесс мышления включает в себя
несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение,
конкретизация.
Анализ - мысленное расчленение объекта на
составляющие его элементы с последующим их сравнением.
Синтез - объединение отдельных компонентов
в целое.
Классификация - разделение
объектов на группы согласно каким либо признакам.
Обобщение - выделение общих
существенных свойств в сравниваемых объектах.
Конкретизация - операция,
обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно
для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления.
Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки,
решает выпекать их новый вид – с кунжутом и клубничной начинкой.
Абстрагирование - выделение одной
стороны предмета или явления, которые в реальности как отдельная не существует.
Мышление тесно связано с
интеллектом. Выделяется четыре стадии развития интеллекта. 1) Стадия
сенсомоторного интеллекта продолжается от 0 до 2 лет. Вторая - дооперационное
мышление - занимает период от 2 до 7-8 лет. Третью стадию составляет период
конкретных операций от 7-8 до 11-12 лет. Последний, четвертый период развития
интеллекта - период формальных операций начинается в 12 лет и развивается на
протяжении всей жизни. Если на первых этапах развития интеллекта операции как
бы связаны с предметами, конкретны и зачастую не дифференцированы между собой,
то в процессе овладения различными способами замещения реальных объектов ,
обозначения их прежде всего словесными знаками возникает возможность более
разнообразных связей с действительностью, то есть возникает
развитой интеллект, который обеспечивает адаптацию человека к внешней
среде.
Интеллект - совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности. На интеллект влияет состояние всех познавательных функций индивида - восприятие, память, воображение, мышление, а так же внимания.
Говоря об интеллекте ребенка мы обращаем внимание на следующие составляющие - обучаемость ребенка, наличие самоконтроля по возрасту и соответствие поведения общепринятым нормам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий